Главная

О проекте

Семинар в Нальчике

Летняя школа в Берлине

Команда проекта

Фотогалерея

Материалы

Контакты

Ссылки

О проекте

1. Как зародились идея проекта? 

2. Информация о проекте, его цели и задачи. 

3. Что должно обсуждаться: учебные модули. 

3.1. Введение в разработку модулей: подходы и основные термины. 

3.2. Краткое содержание модуля «Ресурсы». 

3.3. Краткое содержание модуля «Актеры и их взаимоотношения». 

3.4. Краткое содержание модуля «Институты». 

3.5. Краткое содержание модуля «Поддерживающие и развивающие механизмы».

4. Что и как делать дальше: план действий. 

1. Как зародились идея проекта? 

Из всех регионов бывшего Советского Союза Кавказ и Средняя Азия считаются наиболее конфликтогенными. В то время как интенсивность насильственных конфликтов уменьшилась, латентные конфликты за власть и ресурсы все еще играют важную роль в жизни этих регионов. К тому же сильно изменилось их геополитическое значение. Так, например, Средняя Азия все больше вовлекается в сферу западного сотрудничества по линии развития. Потребность в профессионалах, как в области изучения локальных конфликтов, так и развития очень высока не только в научной сфере, но и в хозяйстве, а также в обществе в целом. Дефицит такого рода специалистов в данных регионах весьма велик. Ответ на вопрос о причине конфликтов и их трансформации, а также о связи конфликтов с развитием может быть дан только в междисциплинарном контексте. Нынешняя конфликтология учитывает эти связи и синтезирует результаты исследований различных смежных научных дисциплин, таких как история, этнология, политология, экономика и социология. 

По этим причинам проект направлен на взращивание собственных кадров и повышение научно-образовательного потенциала в сфере конфликтологии в этих регионах. Необходимо упомянуть, что данный проект имеет экспериментальную направленность. В планах – его развитие и последующее применение в других университетах Кавказа, Средней Азии, и в особенности Афганистана 

Одной из форм реализации этих идей является углубленное обучение студентов общественных наук конкретному предмету «конфликты и развитие». На основе тесного сотрудничества с университетами-партнерами Кавказа и Средней Азии предусмотрен трансфер методологии проекта для закрепления и укоренения этого предмета в университетской структуре. Таким образом возможно дальнейшее совершенствование и обновление учебного процесса. В результате будут усилены местные механизмы мирного разрешения конфликтных ситуаций и одновременно использования возможностей развития. Это и является основополагающей идеей проекта. 

2. Информация о проекте, его цели и задачи. 

В центре проекта стоит разработка учебного курса «Конфликты и развитие», состоящего из 4-х модулей, и ориентированного на долговременную перспективу: внедрение этого курса в учебные планы базовых университетов на Кавказе и в Средней Азии, а именно в гг. Нальчик (Северный Кавказ, Россия) и Ош (Ферганская долина, Киргизия). Разработка учебных модулей будет осуществляться совместно с партнерами из региона. 

В соответствии с этим выделены следующие задачи: 

1. Подготовка учебных материалов (учебные планы, тексты, учебники и проч.). 

2. Обучение и повышение квалификации преподавателей во время летней школы в г. Берлин. 

3. Апробация модулей в двух университетах-партнерах (в гг. Нальчик и Ош). 

4. Поддержка преподавателей и студентов выбранных университетов во время проведения семинаров, а также в процессе осуществления студентами небольших исследовательских проектов. 

5. Помощь в обустройстве небольших информационных центров при университетах-партнерах для проведения рабочих семинаров, встреч и обмена информацией. 

6. Предоставление проектора и нескольких компьютеров для поддержки учебного процесса в данных университетах. 

Запланирована работа с двумя группами партнеров. В первую группу (узкий круг партнеров) входят преподаватели, получившие или находящиеся в процессе получения ученой степени, а также учащиеся университетов в г. Нальчик (Северный Кавказ, Россия) и в г. Ош (Ферганская Долина, Киргизия), которые выбраны в качестве базовых для осуществления проекта. Вторую более обширную группу составляют преподаватели и ученые из других университетов Кавказа и Средней Азии. На Северном Кавказе (Россия): в гг. Пятигорск (Ставропольский край), Владикавказ (Северная Осетия), Грозный (Чеченская респ.), Махачкала (респ. Дагестан), в Грузии в гг. Батуми, Кутаиси, в Азербайджане: в гг. Гянджа, Нахичевань, в Армении: в гг. Гюмри, Ехегнадзор. Также к этой группе относятся представители университетов гг. Сухуми (Абхазия) и Степанакерт (Нагорный Карабах). В Центральной Азии мы сотрудничаем с представителями университетов в гг. Худжанд и Хорог (Таджикистан), Фергана и Андижан (Узбекистан), а также Джалал-Абад (Киргизия). 

3. Что должно обсуждаться: учебные модули. 

3.1. Введение в разработку модулей: подходы и основные термины. 

Базовой составляющей проекта является ознакомление университетов-партнеров с избранными элементами эмпирико-аналитических исследований в области конфликтологии и введение их в учебный план этих университетов. Поскольку существует огромное количество научных трудов в сфере исследования конфликтных процессов, необходимо сделать выборку из всего этого многообразия теоретического и методического инструментария. 

Было решено сделать упор на институциональном подходе к анализу конфликта. При этом на передний план выступает локальный, не всегда окрашенный насилием, конфликт за природные и/или административные ресурсы. Анализ конфликтов нужно рассматривать как междисциплинарное исследование с вовлечением социологических, антропологичестких, политологических и других методов. Он совмещает эмпирический и индуктивные подходы, сочетает в себе качественные и количественные методы, а также не оставляет без внимания картографические методы и технологии. 

Предложенный в этой работе подход подходит для данных регионов и соответствует целям и задачам проекта по следующим причинам: 

1. Данный подход соответствует жизненному опыту многих учащихся в отдаленных от столиц регионах бывшего Советского Союза и поэтому представляет собой дидактически логическую связь с реальной жизнью. 

2. При этом ударение на политике не делается. Это, в свою очередь, уменьшает риск попадания под контроль государства (что могло бы быть, если бы внимание программы было бы направлено на конфликты идентичностей или конфликты, связанные с борьбой за независимость). 

3. Упор на обучение методическим навыкам будет способствовать получению специальности или повышению квалификации обучаемых. Приобретенные навыки повышают заинтересованность в таких специалистах со стороны гуманитарных и других международных организаций, занятых в сфере развития. 

4. Навыки эмпирической оценки конфликтов может быть преподнесен в довольно короткие сроки, что важно для скорейшего применения учащимися полученных знаний. 

5. Данный способ изучения конфликтов может быть весьма полезен в сфере сотрудничества в целях развития в отдаленных регионах, в особенности там, где поддержка развитию тесно связана с предотвращением негативных последствий любого вмешательства (гуманитарного, экономического и др.). 

3.2. Краткое содержание модуля «Ресурсы». 

Ресурсы – это средства, используемые актерами для достижения определенных целей. Они могут быть материального и нематериального характера. Деньги, оружие, сырье, «ноу-хау» или хорошо организованные социальные группировки людей становятся ресурсами, попадая в распоряжение того или иного актера. В конфликтологии ресурсы играют решающую роль, которая очевидна в двух типах конфликтов. Один из главных типов конфликта – ресурсный конфликт – возникает вследствие конкуренции из-за остро необходимого, но ограниченного ресурса. Ресурсы, вовлеченные в конфликт, закономерно сужают, локализируют арену конфликта, а также влияют на способ его протекания, будь он целенаправленного характера или нет. Средства насилия и власти могут способствовать эскалации конфликта, особенно когда, например, имеющиеся в наличии конфликторегулирующие институты игнорируются, обходятся стороной, манипулируются или разрушаются посредством стратегических силовых действиймого, но ограниченного ресурса. В анализ конфликтов необходимо включить систематическое описание самих ресурсов, вовлеченных в конфликты: а) что, собственно, это за ресурсы, б) какова ресурсная база актеров, с) какие из ресурсов могут быть мобилизированы, а какие ресурсы остаются неиспользованными и по каким причинам. 

3.3. Краткое содержание модуля «Актеры и их взаимоотношения». 

В качестве актеров могут выступать как отдельные индивидуумы, так и коллективные общности. Актеры идентифицируются по виду их действий. Индивидуумы и общности, такие как семьи, коллективные предприятия или даже целые государства, а также неформальные стратегические группы становятся актерами только тогда, когда в основе их действий лежат какие-либо общие интересы. Специально организованные группы могут быть определены как «групповые актеры», если им свойственно корпоративное поведение. 

3.4. Краткое содержание модуля «Институты». 

Институты – это основополагающие элементы социальной организации общества. Они представляют собой арсенал установленных правил, присущих обществу и дающих социализированным индивидуумам необходимую ориентацию, а также содействующих актерам в надежности планирования их поведения. Институты являются важными социальными конструктами человеческого поведения. Институты внедряют в конфликты определенные правила и таким образом регулируют их протекание в достаточно узких рамках. Как следствие, они уменьшают вероятность проявления самовольных действий и возникновения насилия - социальные столкновения становятся более планируемыми, что увеличивает возможность предвидения вариантов поведения конфликтующих сторон. 

3.5. Краткое содержание модуля «Поддерживающие и развивающие механизмы». 

Конфликты, как неотъемлемая часть общественного устройства, стали элементом социологической теории. Они являются движущей силой эндогенных, т.е. внутриобщественных, коллективных перемен. Причинно-следственные отношения между конфликтом и развитием - весьма деликатная область. В случае воздействия извне, направленного на ту или иную сторону, нередко могут быть получены обратные результаты. Изменения природных, политических или экономических условий, вызванных внешними факторами, требуют от общества соответствующей адаптации и ставят под угрозу привычный порядок. Поэтому эти перемены нередко вызывают конфликты в локальных сообществах на почве реорганизации власти, доступа к ресурсам, а также трансформации позиций. Поскольку развитие это процесс всегда политический, то он напрямую связан с доступом к ресурсам, с их распределением и использованием, а также занимает определенную позицию по отношению к существующей на местах реальной власти и к институтам, имеющим отношение к распределению ресурсов. Часть интервенций в целях развития с некоторого времени переориентированы и на преодоление структурных причин конфликтов (например, ограниченность ресурсов или несправедливость их распределения), а также на поддержку или восстановление институтов и актеров, которые способствуют мирному (безнасильственному) протеканию конфликтов. 

4. Что и как делать дальше: план действий. 

Для реализации данных целей в 2011 году намечается: 

1. Проведение в январе семинара в Берлине, обозначающего основные методологические линии и пути разработки методологии анализа проблемы конфликтов и развития. 

2. Проведение семинара в марте в Нальчике (Кабардино-Балкария, Россия), нацеленного на получение опыта взаимодействия с локальными преподавателями, аспирантами и активными студентами. Во время этого семинара будут соотнесены возможности сторон и намечены пути адаптации материала модулей и приведения их в соответствие с уровнем восприятия проблемы, количеством базовых и специальных знаний, а также опытом исследования конфликтов и развития на местном уровне. 

3. Проведение летней школы–семинара в Берлине, которая целенаправленно будет посвящена обучению преподавателей модулям, которые поэтапно раскрывают методологию и методы анализа конфликтов и развития как цельной учебной дисциплины. 

4. Внедрение в учебный процесс ключевых университетов в гг. Нальчик и Ош модулей, посвященных анализу конфликтов и развитию. Осенний семестр. 

В 2012 году планируется развить успех (второй семестр), реализовать с помощью молодых ученых исследовательские микропроекты в регионах, которые бы на практике закрепили теоретические и методические навыки, полученные в ходе двух семестров.

 

Copyright © 2011. При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Hosted by uCoz