О проекте
1. Как зародились идея проекта?
2. Информация о проекте, его цели и задачи.
3. Что должно обсуждаться: учебные модули.
3.1. Введение в разработку модулей: подходы и основные термины.
3.2. Краткое содержание модуля «Ресурсы».
3.3. Краткое содержание модуля «Актеры и их взаимоотношения».
3.4. Краткое содержание модуля «Институты».
3.5. Краткое содержание модуля «Поддерживающие и развивающие механизмы».
4. Что и как делать дальше: план действий.
1. Как зародились идея проекта?
Из всех регионов
бывшего Советского Союза Кавказ и Средняя Азия считаются наиболее
конфликтогенными. В то время как интенсивность насильственных
конфликтов уменьшилась, латентные конфликты за власть и ресурсы все еще
играют важную роль в жизни этих регионов. К тому же сильно изменилось
их геополитическое значение. Так, например, Средняя Азия все больше
вовлекается в сферу западного сотрудничества по линии развития.
Потребность в профессионалах, как в области изучения локальных
конфликтов, так и развития очень высока не только в научной сфере, но и
в хозяйстве, а также в обществе в целом. Дефицит такого рода
специалистов в данных регионах весьма велик. Ответ на вопрос о причине
конфликтов и их трансформации, а также о связи конфликтов с развитием
может быть дан только в междисциплинарном контексте. Нынешняя
конфликтология учитывает эти связи и синтезирует результаты
исследований различных смежных научных дисциплин, таких как история,
этнология, политология, экономика и социология.
По этим причинам
проект направлен на взращивание собственных кадров и повышение
научно-образовательного потенциала в сфере конфликтологии в этих
регионах. Необходимо упомянуть, что данный проект имеет
экспериментальную направленность. В планах – его развитие и
последующее применение в других университетах Кавказа, Средней Азии, и
в особенности Афганистана
Одной из форм
реализации этих идей является углубленное обучение студентов
общественных наук конкретному предмету «конфликты и
развитие». На основе тесного сотрудничества с
университетами-партнерами Кавказа и Средней Азии предусмотрен трансфер
методологии проекта для закрепления и укоренения этого предмета в
университетской структуре. Таким образом возможно дальнейшее
совершенствование и обновление учебного процесса. В результате будут
усилены местные механизмы мирного разрешения конфликтных ситуаций и
одновременно использования возможностей развития. Это и является
основополагающей идеей проекта.
2. Информация о проекте, его цели и задачи.
В центре проекта
стоит разработка учебного курса «Конфликты и развитие»,
состоящего из 4-х модулей, и ориентированного на долговременную
перспективу: внедрение этого курса в учебные планы базовых
университетов на Кавказе и в Средней Азии, а именно в гг. Нальчик
(Северный Кавказ, Россия) и Ош (Ферганская долина, Киргизия).
Разработка учебных модулей будет осуществляться совместно с партнерами
из региона.
В соответствии с этим выделены следующие задачи:
1. Подготовка учебных материалов (учебные планы, тексты, учебники и проч.).
2. Обучение и повышение квалификации преподавателей во время летней школы в г. Берлин.
3. Апробация модулей в двух университетах-партнерах (в гг. Нальчик и Ош).
4. Поддержка
преподавателей и студентов выбранных университетов во время проведения
семинаров, а также в процессе осуществления студентами небольших
исследовательских проектов.
5. Помощь в
обустройстве небольших информационных центров при
университетах-партнерах для проведения рабочих семинаров, встреч и
обмена информацией.
6. Предоставление проектора и нескольких компьютеров для поддержки учебного процесса в данных университетах.
Запланирована работа
с двумя группами партнеров. В первую группу (узкий круг партнеров)
входят преподаватели, получившие или находящиеся в процессе получения
ученой степени, а также учащиеся университетов в г. Нальчик (Северный
Кавказ, Россия) и в г. Ош (Ферганская Долина, Киргизия), которые
выбраны в качестве базовых для осуществления проекта. Вторую более
обширную группу составляют преподаватели и ученые из других
университетов Кавказа и Средней Азии. На Северном Кавказе (Россия): в
гг. Пятигорск (Ставропольский край), Владикавказ (Северная Осетия),
Грозный (Чеченская респ.), Махачкала (респ. Дагестан), в Грузии в гг.
Батуми, Кутаиси, в Азербайджане: в гг. Гянджа, Нахичевань, в Армении: в
гг. Гюмри, Ехегнадзор. Также к этой группе относятся представители
университетов гг. Сухуми (Абхазия) и Степанакерт (Нагорный Карабах). В
Центральной Азии мы сотрудничаем с представителями университетов в гг.
Худжанд и Хорог (Таджикистан), Фергана и Андижан (Узбекистан), а также
Джалал-Абад (Киргизия).
3. Что должно обсуждаться: учебные модули.
3.1. Введение в разработку модулей: подходы и основные термины.
Базовой составляющей
проекта является ознакомление университетов-партнеров с избранными
элементами эмпирико-аналитических исследований в области конфликтологии
и введение их в учебный план этих университетов. Поскольку существует
огромное количество научных трудов в сфере исследования конфликтных
процессов, необходимо сделать выборку из всего этого многообразия
теоретического и методического инструментария.
Было решено сделать
упор на институциональном подходе к анализу конфликта. При этом на
передний план выступает локальный, не всегда окрашенный насилием,
конфликт за природные и/или административные ресурсы.
Анализ конфликтов нужно рассматривать как междисциплинарное
исследование с вовлечением социологических, антропологичестких,
политологических и других методов. Он совмещает эмпирический и
индуктивные подходы, сочетает в себе качественные и количественные
методы, а также не оставляет без внимания картографические методы и
технологии.
Предложенный в этой
работе подход подходит для данных регионов и соответствует целям и
задачам проекта по следующим причинам:
1. Данный подход
соответствует жизненному опыту многих учащихся в отдаленных от столиц
регионах бывшего Советского Союза и поэтому представляет собой
дидактически логическую связь с реальной жизнью.
2. При этом ударение
на политике не делается. Это, в свою очередь, уменьшает риск попадания
под контроль государства (что могло бы быть, если бы внимание программы
было бы направлено на конфликты идентичностей или конфликты, связанные
с борьбой за независимость).
3. Упор на обучение
методическим навыкам будет способствовать получению специальности или
повышению квалификации обучаемых. Приобретенные навыки повышают
заинтересованность в таких специалистах со стороны гуманитарных и
других международных организаций, занятых в сфере развития.
4. Навыки
эмпирической оценки конфликтов может быть преподнесен в довольно
короткие сроки, что важно для скорейшего применения учащимися
полученных знаний.
5. Данный способ
изучения конфликтов может быть весьма полезен в сфере сотрудничества в
целях развития в отдаленных регионах, в особенности там, где поддержка
развитию тесно связана с предотвращением негативных последствий любого
вмешательства (гуманитарного, экономического и др.).
3.2. Краткое содержание модуля «Ресурсы».
Ресурсы – это
средства, используемые актерами для достижения определенных целей. Они
могут быть материального и нематериального характера. Деньги, оружие,
сырье, «ноу-хау» или хорошо организованные социальные
группировки людей становятся ресурсами, попадая в распоряжение того или
иного актера. В конфликтологии ресурсы играют решающую роль, которая
очевидна в двух типах конфликтов. Один из главных типов конфликта
– ресурсный конфликт – возникает вследствие конкуренции
из-за остро необходимого, но ограниченного ресурса. Ресурсы,
вовлеченные в конфликт, закономерно сужают, локализируют арену
конфликта, а также влияют на способ его протекания, будь он
целенаправленного характера или нет. Средства насилия и власти могут
способствовать эскалации конфликта, особенно когда, например, имеющиеся
в наличии конфликторегулирующие институты игнорируются, обходятся
стороной, манипулируются или разрушаются посредством стратегических
силовых действиймого, но ограниченного ресурса. В анализ конфликтов
необходимо включить систематическое описание самих ресурсов,
вовлеченных в конфликты: а) что, собственно, это за ресурсы, б) какова
ресурсная база актеров, с) какие из ресурсов могут быть мобилизированы,
а какие ресурсы остаются неиспользованными и по каким причинам.
3.3. Краткое содержание модуля «Актеры и их взаимоотношения».
В качестве актеров
могут выступать как отдельные индивидуумы, так и коллективные общности.
Актеры идентифицируются по виду их действий. Индивидуумы и общности,
такие как семьи, коллективные предприятия или даже целые государства, а
также неформальные стратегические группы становятся актерами только
тогда, когда в основе их действий лежат какие-либо общие интересы.
Специально организованные группы могут быть определены как
«групповые актеры», если им свойственно корпоративное
поведение.
3.4. Краткое содержание модуля «Институты».
Институты –
это основополагающие элементы социальной организации общества. Они
представляют собой арсенал установленных правил, присущих обществу и
дающих социализированным индивидуумам необходимую ориентацию, а также
содействующих актерам в надежности планирования их поведения. Институты
являются важными социальными конструктами человеческого поведения.
Институты внедряют в конфликты определенные правила и таким образом
регулируют их протекание в достаточно узких рамках. Как следствие, они
уменьшают вероятность проявления самовольных действий и возникновения
насилия - социальные столкновения становятся более планируемыми, что
увеличивает возможность предвидения вариантов поведения конфликтующих
сторон.
3.5. Краткое содержание модуля «Поддерживающие и развивающие механизмы».
Конфликты, как
неотъемлемая часть общественного устройства, стали элементом
социологической теории. Они являются движущей силой эндогенных, т.е.
внутриобщественных, коллективных перемен. Причинно-следственные
отношения между конфликтом и развитием - весьма деликатная область. В
случае воздействия извне, направленного на ту или иную сторону, нередко
могут быть получены обратные результаты. Изменения природных,
политических или экономических условий, вызванных внешними факторами,
требуют от общества соответствующей адаптации и ставят под угрозу
привычный порядок. Поэтому эти перемены нередко вызывают конфликты в
локальных сообществах на почве реорганизации власти, доступа к
ресурсам, а также трансформации позиций. Поскольку развитие это процесс
всегда политический, то он напрямую связан с доступом к ресурсам, с их
распределением и использованием, а также занимает определенную позицию
по отношению к существующей на местах реальной власти и к институтам,
имеющим отношение к распределению ресурсов. Часть интервенций в целях
развития с некоторого времени переориентированы и на преодоление
структурных причин конфликтов (например, ограниченность ресурсов или
несправедливость их распределения), а также на поддержку или
восстановление институтов и актеров, которые способствуют мирному
(безнасильственному) протеканию конфликтов.
4. Что и как делать дальше: план действий.
Для реализации данных целей в 2011 году намечается:
1. Проведение в
январе семинара в Берлине, обозначающего основные методологические
линии и пути разработки методологии анализа проблемы конфликтов и
развития.
2. Проведение
семинара в марте в Нальчике (Кабардино-Балкария, Россия), нацеленного
на получение опыта взаимодействия с локальными преподавателями,
аспирантами и активными студентами. Во время этого семинара будут
соотнесены возможности сторон и намечены пути адаптации материала
модулей и приведения их в соответствие с уровнем восприятия проблемы,
количеством базовых и специальных знаний, а также опытом исследования
конфликтов и развития на местном уровне.
3. Проведение летней
школы–семинара в Берлине, которая целенаправленно будет посвящена
обучению преподавателей модулям, которые поэтапно раскрывают
методологию и методы анализа конфликтов и развития как цельной учебной
дисциплины.
4. Внедрение в
учебный процесс ключевых университетов в гг. Нальчик и Ош модулей,
посвященных анализу конфликтов и развитию. Осенний семестр.
В 2012 году
планируется развить успех (второй семестр), реализовать с помощью
молодых ученых исследовательские микропроекты в регионах, которые бы на
практике закрепили теоретические и методические навыки, полученные в
ходе двух семестров.
|